Главная Культ коня Культ змеи Культ волка

Культ медведя Культ коня

Культ коня

В башкирской мифологии образы коня и человека неразрывно взаимосвязаны и, дополняя друг друга, составляют единое целое. В ней события разворачиваются не только вокруг сказочного героя, но и вокруг его волшебного коня, от позиции и активности которого во многом зависит успешное преодоление героем тех или иных трудностей и достижение намеченных целей.
Образы волшебных коней в башкирской мифологии условно можно разделить на три группы: это, во-первых, небесные, водные и пещерные (подземные) акбузаты, небесные хараты, тураты и кугаты, водные и пещерные (подземные) караты, во-вторых, крылатые тулпары и, в-третьих, кони-оборотни, способные вести человеческий образ жизни. В то же время по некоторым качествам, присущим всем этим мифическим коням, они составляют единое целое: все они наделены человеческим интеллектом и психикой, способностью говорить, то есть обладают признаками, характерными для тотемических животных.
Среди мифических коней первого типа, фигурируемых преимущественно в эпосе, ведущее место занимает Акбузат. Его образ наиболее полно раскрыт в эпосе «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Идукай и Мурадым», в сказке «Зайнулла и Красота», а также в отдельных преданиях и легендах.
Акбузат - конь божественного происхождения, конь Солнца-праматери и верховой конь лучезарной небесной девы. Урал-батыр получает небесного Акбузата в дар от дочери Солнца Хумай. Акбузат в эпосе «Урал-батыр» не только верховой конь батыра, помогающий ему в борьбе против демонических сил. Он выступает в нем как самостоятельный персонаж, не уступающий по уму и силе Урал-батыру, он обладает волшебными качествами.
Другой космический конь Харат//Харысай в эпических произведениях башкир не получает развернутого раскрытия. Он также родился на небе и живет на небе, является конем Луны, которая подарила его своей дочери Айхылу, а она, в свою очередь, отдала его своему сыну от Шульгена Хакмару.
Акбузат и Харат выступают рядом и в башкирских астральных мифах. Согласно одной из легенд они взмылись в небо и до сих пор живут на небе, превратившись в две звезды в созвездии Малой Медведицы.
АкбузатВ эпосе «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» и «Идукай и Мурадым» (вариант) Акбузат связан с водной стихией и принадлежит царям подводных царств. При этом он является тем же конем Урал-батыра, который после гибели Урала по различным обстоятельствам оказался под водой у хозяев озер.
Образ водного Акбузата наиболее ярко описывается в одноименном эпосе. Он божественный крылатый конь, обладающий невероятной силой. Если Хаубан, призывая коня, сжигал волосок, выдернутый из его хвоста, то он тут же являлся к нему и исполнял любое его желание. Как прозорливый и умный советчик, он предостерегает Хаубана не принимать поспешных и непродуманных действий. Как надежный друг он откуда-то достает для него одежду. Отважен в бою и мог передавать свою силу Хаубану.
Согласно преданиям и легендам башкир, в горных пещерах или в подземельях были заперты не только акбузаты, но и могущественные караты («вороные жеребцы»). Среди них наибольшей силой и мощью отличается Карат из сказки «Сын волка Сынтимер-пехлеван», которого герой выводит из подземелья . Всех акбузатов, харатов, туратов и каратов объединяет то, что они выступают в роли божественных существ, связанных с солярным и лунарным культами, или хтонических животных, олицетворяющих небесные водные стихии (гром), демиургов, укротителей потопов земных вод, создателей гор и рек, могущественных покровителей и защитников людей.
Второй тип волшебных коней - крылатые тулпары, больше всего действующие в богатырских сказках и легендах, имеют сравнительно небольшой рост. Они, как правило, стригунки невзрачного вида, первыми откликаются на звон уздой при выборе героями верхового коня в табуне матери или в табуне отца. Как только батыры оседлают их и отправляются в путь, они превращаются в богатырских коней. Иногда тулпары, как и мифические кони первого типа, выходят со дна моря или колодца или сказочные герои ловят их на берегу озер и других водоемов.

По древним представлениям башкир, никто, даже хозяин, не должен был видеть крылья тулпара, иначе он может умереть. Тулпары могут разговаривать по-человечески, мыслить, видеть сны, возмущаться, мстить. Они верные товарищи, надежные спутники и мудрые советчики героев. При расставании на время с батыром конь всегда велит ему выдернуть по три волосинки из его гривы или хвоста; герою достаточно подпалить их - тулпар явится перед ним . Тулпары - сказочные кони земного (реже - водного) происхождения, не связаны с небесным, верхним миром. Они фигурируют в мифах как волшебные помощники и покровители сказочных героев.
Третий тип волшебных коней башкирских мифов - это кони-оборотни, преимущественно встречаются в волшебных сказках и легендах.
В одном из вариантов сказки «Бузансы-батыр» говорится, что однажды у бездетных старика и старухи ожеребилась серая кобыла. Они внесли жеребенка в дом. Ночью жеребенок превращается в ребенка, которого в честь серой кобылы назвали Бузансы.
С другой стороны, в башкирских мифах и люди могут принимать облик лошади. Создатели этих сказок - древние башкиры верили в возможность превращения лошади в человека и наоборот, верили в тождество лошади и человека. Поэтому во многих сказках и легендах лошади и люди сожительствуют друг с другом, имеются мотивы рождения человека от лошади и родства с ней.
Таким образом, для коней третьего типа башкирской мифологии характерны в первую очередь черты тотемного животного.
В башкирской мифологии имеется еще одна группа коней, занимающая промежуточное положение, в качественных характеристиках и действиях которых присутствуюТулпарт и признаки божественных коней и тулпаров и коней-оборотней - это Конь пустыни, Кара-юрча, Алатай и Аkхаk-kола. Они по внешнему облику и поступкам напоминают акбузатов и каратов, но не столь всемогущи, как божественные кони. В то же время они и не тулпары - в отличие от них они, во-первых, не имеют крыльев и, во-вторых, часто выступают в роли попечителей детей и покровителей семейно-брачных отношений, могут сожительствовать с женщинами, то есть этими качествами они сближаются с конями третьего типа - сказочными прародителями и предками людей.
Такие представления о коне были присущи в древности не только предкам башкир. Пережитки тотемического культа лошади обнаружены сегодня у самых различных народов мира.
Если тотемическая мифология составляет первую часть тотемического мировоззрения, то вторую, не менее важную часть составляет тотемическая обрядность, в которой главное место занимают несомненно обряды, связанные с тотемическими праздниками. Тотемические праздники проводились в прошлом в четь коня-тотема; об этом свидетельствует сохранение тех или иных его элементов в различных обрядах и праздниках народов Евразии, в том числе и у башкир.
Следы тотемического праздника коня прослеживаются и у башкир. Об этом говорит, в первую очередь, широко бытовавший в прошлом среди башкир обычай развешивания почти на каждом дворе на оградах, стенах или крышах сараев, на ульях и на оградах пасеки, на бортях черепа лошади. При этом отмечалось, что некоторые башкиры периодически мазали морды этих черепов маслом. Этот обычай, по мнению одних, предохраняет скот, пчел и т.п. от сглаза, а также чтобы не уходило счастье (kот) от хозяина пасеки, скота. Другие объясняют это так: хозяин не хотел, чтобы череп, в бывшем хорошего коня, был затоптан. Писателем С.Злобиным был записан третий вариант интерпретации этого обычая. Ему рассказывали, что если череп лошади «на землю бросишь - этой масти скотина жить не будет, вся переведется». Это не что иное, как рудимент древнейшего тотемического обряда интичиумы - возрождения и размножения тотемного животного.
Как отдаленные отголоски тотемического праздника коня у предков башкир следует рассматривать и обряд «Туйлыk», посвященный привезенному на убой родителями жениха свадебному коню, который совершался на второй день свадьбы на стороне невесты. В этом обряде обращают на себя внимание следующие моменты: после резания коня его кровью натирали лбы всех участников свадьбы. При угощении гостей каждый участник свадьбы в зависимости от пола, возраста и социального положения получал свою долю мяса от строго определенных частей жертвенного животного. После отправления гостей, родители невесты собирали вместе с землей кровь жертвы и закапывали ее в укромном месте в землю, а кости бросали в воду, не позволяя их грызть собакам. Это является следом сохранения в башкирском свадебном обряде древних ритуалов коллективного поедания крови и мяса тотема, символической заботы о его крови и костях во время тотемического праздника коня.
Признаки тотемического ритуала в честь коня наблюдается еще в одном обычае башкир, записанном М.Х.Мингажетдиновым. По его утверждению и в наше время (60-е годы прошлого века) еще довольно часто можно было встретить пожилых башкир, которые зарезав коня и сняв с него шкуру, обмазывали свои лица, шею, руки и ноги свежим конским жиром. Они объясняли этот ритуал как магическое действие: после него не пристанет никакая хворь, исчезнут болезни костей, суставов и кожи.
Отголоски представлений о коне как о тотеме, способствующем продолжению рода, созданию семьи и укреплению супружеских связей косвенно проявляются и в том, что если умирал конь или забивали его на мясо, то в прошлом башкиры обязательно брали его половой орган, сушили его, потом нарезав на мелкие кусочки, делали амулет плодородия и в целях увеличения приплода подвязывали его на шею кобылиц. Можно предположить, что такие амулеты плодородия первоначально были женскими амулетами, а позже, с возникновением коневодства, их назначение было переосмыслено и как средство для увеличения приплода кобылиц. В пользу такого умозаключения говорят и истолкование башкирами сна незамужней девушки о лошади как предзнаменование скорого выхода замуж, а также прибивание к дверям дома выпавшей конской подковы как средство для укрепления семейных уз.
Реликты веры в происхождение людей от тотема, веры в него как в предка и могущественного покровителя последовательно выражены в преданиях, поверьях и обрядах, в которых конь выступает как путеводитель, охранитель и защитник башкир.
Эти функции коня - тотемического предка ярко проявляются в легендах башкир о конях, которые указывали их предкам места для поселений .
лошадьВ башкирских поверьях и обрядах в качестве покровительницы и защитницы людей выступает, во-первых, сама лошадь, во-вторых, ее отдельные части - череп, шейный позвонок, шкура, волосы, ее пот, пена и помет, в-третьих, предметы связанные с ней: узда, хомут, вожжи, седло, потник, выпавшая подкова, кнут и т.д. Конь обладал способностью изгонять зловредные силы и из тела человека .
При дальнейшем развитии тотемических идей и обрастании их магико-анимистическими наслоениями первобытные люди стали приписывать сверхъестественные способности влиять на судьбы людей не только самому коню-тотему, но и его отдельным частям (в первую очередь тем частям, которые были запрещены употреблять в пищу), олицетворениям тотемного животного, а еще позднее, с приручением коня, и предметам конского снаряжения.
Таким образом, в мифологии, обычаях, поверьях и обрядах башкир присутствуют все основные элементы и этапы формирования культа коня, характерные другим традициям. Наиболее древним пластом в культе коня являются тотемические представления о коне. Предки башкир верили в тождество человека и коня, в способность их взаимного перевоплощения друг в друга и отсутствие принципиальной грани между ними.

По материалам: ИЛИМБЕТОВА А. Культ коня у башкир.

 
Хостинг от uCoz